Про Мотоциклы

Интервью газете За Рулем - Мурманск, осень 2011 года.

Правила на двоих

Александр Кабешев: «Будьте внимательны на дорогах, и тогда дорога вашей жизни будет длинной»

Мотосезон-2011 подходит к концу. Впереди у мотоциклистов несколько месяцев, чтобы привести в порядок свою технику, может даже прикупить к ней некоторые обновки, чтобы следующий сезон открыть во всеоружии. Ну а для тех, кто только задумывается о приобретении мотоцикла, самое время разобраться во множестве нюансов, связанных с обучением, получением прав категории "А" и, конечно же, выбором своего первого мотоцикла. Об этом и о многом другом мы беседуем с инструктором по вождению мототехники Александром Кабешевым (Авария).

– Много ли в Мурманске мотоциклистов? Все ли они ездят с правами?

– Относительно городов, находящихся по другую сторону Полярного круга, немного. Обусловлено это, как сами понимаете, климатом и количеством летних месяцев в году. Но разделять мнение людей, считающих мотоцикл в Заполярье бесполезным, не стоит. Для многих он стал более дешевым, нежели автомобиль, средством передвижения в городском трафике, который день ото дня не становится меньше. В отличие от прошлых лет людей, получающих право на управление ТС категории "А", равно как и проходящих в установленном порядке в ГИБДД процедуру регистрации, стало значительно больше. На сегодняшний день это основная часть мотоциклетной братии. Немалую роль в этом сыграло увеличение суммы штрафа за езду без прав и на незарегистрированном мотоцикле.

– Что нужно сделать человеку, который хочет научиться ездить на мотоцикле?

– В первую очередь он должен несколько раз подумать, а нужно ли ему это. Неоднократно к нам приходили люди попробовать: понравится – не понравится. Часть из них отсеивается после первого занятия. Говорят: не мое. Многие же остаются, учатся и успешно сдают экзамен.

– Почему следует получить права категории "А"?

– Мотоцикл согласно ПДД является транспортным средством. Идти вразрез Правилам – значит нарушать закон. Рано или поздно нарушитель понесет заслуженное наказание, и произойти это может при различных обстоятельствах. 

– Если у человека уже есть права категории "В", нужно ли ему пересдавать теоретический экзамен?

– Обязательно. И этого, скажу откровенно, боятся многие кандидаты в водители. На деле же это самое простое по сравнению с практикой.

– Много ли мотоциклистов научились ездить и получили права благодаря твоему обучению?

– В среднем ко мне обращаются от 50 до 80 человек в год, причем желающих становится все больше. На той же площадке обучение проводит Андрей Непома на более бюджетной технике.

– Часто ли приходтся начинать обучение с азов?

– В последние годы да. Сложившиеся стереотипы о Крайнем Севере ломаются и появляется все больше желающих насладиться духом свободы, который дает почувствовать мотоцикл.

– Во сколько обходится удовольствие? Как долго длится подготовка?

– Все люди по-разному воспринимают информацию, и поэтому количество занятий у каждого свое. Как правило, хватает десяти часов – по одному в день, чтобы пройти минимальную подготовку и сдать на права. Это обойдется примерно в восемь тысяч рублей. Существует и более бюджетный вариант – получение первоначальных навыков на отечественной технике «за бензин».

– Как правильно выбрать первый мотоцикл? Из чего исходить? Насколько приемлемы для начинающих мощные спортивные модели?

– Извечный вопрос новичка – что брать? Советовать здесь не совсем корректно. Скажу проще: берите то, что вам больше всего по душе, но не переборщите со своими желаниями. Исходите из здравого смысла. Если вы едва научились крутить восьмерку на площадке, не стоит засматриваться на «литрстописяткобыл». Ведь одно неверное движение ручкой газа может привести к необратимым последствиям.

– Могут ли твои ученики получить помощь в приобретении своего первого мотоцикла (выбор модели, советы по техническому осмотру)?

– Да, такие вопросы поступают от наших учеников, и мы всегда охотно даем свои рекомендации.

– Стоит ли приобретать экипировку или можно ездить в обычной одежде? Достаточно ли только шлема?

– Ответ на этот вопрос однозначный – экипировка необходима. Посудите сами, количество мелких ДТП на дорогах немало. И то, что для автомобиля оборачивается простой царапиной, для водителя мотоцикла может вылиться в тяжелые травмы, вплоть до летального исхода. Экипировка призвана минимизировать травмы мотоциклиста, защищая жизненно важные органы. Выбирайте сами: треснувший шлем или травма головы, раздробленное колено или потертый наколенник, стесанный об тот же асфальт зад или рваные защитные брюки. Сеть просто пестрит фотографиями на эту тему.

– Соблюдение ПДД для мотоциклиста скорее формальность или суровая необходимость?

– Считаю, соблюдать ПДД должны все без исключения. Ведь каждое ДТП – результат нарушения Правил. Самые распространенные аврии связаны с несоблюдением мотоциклистами скоростного режима. Автомобилисты, в свою очередь, весьма лениво смотрят в зеркала заднего вида и не включают указатели поворота при перестроении, съезде с обочины. В связи с этим, хочется напомнить и тем и другим: все вы – равноправные участники дорожного движения и ПДД для всех одни. Будьте крайне внимательны при управлении любым ТС, это вам поможет избежать неприятных ситуаций и негатива.

Беседовала Виктория Рогацевич.